Особенности психологической адаптации ребенка к школе

Комментариев: 1

Приветствую вас, читатели блога! Если вы хотите, чтобы школа для вашего чада не была в тягость, а наоборот – ее посещение приносило удовольствие, а успехи в обучении были поразительными, то стоит уделить свое особое внимание процессу адаптации ребенка к школе.

Ведь именно самые первые школьные дни формируют общее восприятие детской психикой и становятся базой для формирования впечатлений, а как следствие и отношения к обязанности учиться. Поэтому данная статья посвящается именно первоклассникам.

Первый этап – подготовка

Нет, мы не будем рассматривать, что надо прикупить первокласснику, собирая его в школу, мы рассмотрим то, как готовить к ней дитя психологически.

подготовка к школеТо, что детям нужен режим известно всем, но далеко не все родители смогли установить его для своей семьи. Готовясь к поступлению в школу, старайтесь максимально упорядочить день своего чада. Пусть все происходит своевременно и по определенному порядку. Это станет базой для формирования привычек уже в ранге школьника – ранний подъем, определенное время «отбоя», время для игр и пр.

Дошкольники все свое время проводят двигаясь. Они играют долго, а также активно. Необходимость непрерывно сидеть на уроках может стать для детей настоящим стрессом и причиной нарушения дисциплины. Поэтому формировать навык усидчивости у них лучше заранее.

Приучайте ребенка к спокойным развлечениям, научите доводить начатое дело до конца. Одним из видов таких игр для развития усидчивости является собирание пазлов. Пазл Larsen «Животные России» станет не только спокойным времяпрепровождением, но сделает его полезным для эрудиции.

В старшем дошкольном возрасте важно научить ребенка обращаться к взрослым. Неудобно будет, если придя в школу, чадо заявит первому учителю «Эй, ты, подойди!», правда? Поэтому стоит заняться профилактикой данного вопроса заранее.

Объясните малышу, что ко всем взрослым, которые не являются членами вашей семьи, нужно обращаться на «вы», по имени-отчеству и так далее, а также контролируйте выполнение такого требования. Такие меры помогут избежать конфликтных ситуаций в ваше отсутствие.

Родители, будьте готовы к тому, что ваше дитя обязательно выдаст учителю какой либо перл. Недавно дочь моей знакомой, которая, кстати, посещает первый класс, рассказывая о своей семье, заявила, что ее родители никогда не моются))). Причины такого умозаключения выяснить не удалось, ведь проблем с гигиеной эта семья не имеет.

Этап второй – посещение

Наконец произошло это радостное событие, ваш ребенок стал гордым учеником 1 класса. Первое сентября пережили и наступили школьные будни.

адаптация ребенка к школеЗдесь, всем родителям необходимо быть на чеку, так как теперь начинается тот самый период адаптации. Адаптации к новому режиму, к новым обязанностям, к характерам и воспитанию сверстников, к нравам и манерам воспитания первого учителя. Все это для вашего ребеночка ново и непривычно.

На данном этапе огромную роль играют социокультурные факторы воспитания вашего ребенка. Если быть точнее, то это то, какие ценности в жизни вы ему привили, как научили общаться с людьми, какое поведение считается нормой для вашей семьи. Если ребенок посещал детский сад, то определенные понятия о дисциплине и общении со сверстниками у него уже есть.

«Тепличное» дитя, которое до семи лет находилось под родительским крылом, может не проявить навыков коммуникабельности, которые очень важны для того, чтобы занять определенное положение в новой группе.

общение детей в школеРоль родителей здесь очень важна. С первого дня начинайте интересоваться с кем общается ребенок, кто ему нравится, а кто нет. Объясняйте ему, как надо общаться с одноклассниками. Можете предложить угостить новых друзей или друга мармеладом или орехами. Всячески способствуйте формированию у чада круга общения. Вы же не хотите, чтобы сверстники обзывали его «жадиной» или «заучкой»?

Социальная адаптация детей с ОВЗ (дети с ограниченными возможностями здоровья) – это вообще отдельный разговор. Тут кроме внимания родителей, надо бы применить контроль и содействие со стороны преподавателя. Особенно, если нет возможности отправить ребенка в специализированную школу.

Отдельного внимания заслуживает общение с учителем и его имидж в глазах детей. Интересуйтесь, что рассказывала Марина Николаевна? Как рассказывала? Интересно ли было? Не критикуйте первого учителя, школьную программу, других детей класса в присутствии ученика. Это может стать причиной проблемы снижения важности школьных обязанностей в понимании ребенка.

Сами подумайте, легче же сказать «я не могу все это прочитать» если мама говорит, что нельзя задавать детям столько чтения домой. Мама пожалеет и отправит гулять. Или зачем слушать учителя, который по папиным словам, «сам мало что знает»? Если вы считаете, что процесс обучения идет не так, как надо, поговорите об этом напрямую с преподавателем.

подготовка к школеНекоторые родители, при поступлении ребенка в школу резко начинают считать его совсем взрослым и приучать к выполнению других обязанностей. Например, к самостоятельному мытью посуды, аргументируя это внезапным взрослением ребенка.

Рассмотрите этот вопрос с точки зрения взрослой психологии: у вашего ребенка и так куча забот, новые знакомства с детьми и взрослыми, перестройка в режиме дня, куча новых обязанностей (одежду с вечера готовить, портфель собирать, за вещами следить и т.д.), а ту вы ему еще: « Ты уже совсем взрослая стала. Давай-ка помой посуду».

Рекомендация родителям такова. Не надо в период адаптации навешивать на ребенка обязательства, которые с школой не связанны. Пусть привыкнет к новому виду деятельности. Не стоит первого сентября записывать чадо во все, предложенные учителем кружки. Ограничьтесь одним, который будет связан с физической активностью. А дальше видно будет.

Третий этап – анализ ситуации

Вы, как ответственный родитель должны замечать перемены, которые произошли с вашим ребенком, когда он начал посещать школу. Причем перемены эти происходят на всех уровнях – он становится более дисциплинированным, интересуется новой информацией, без страха и сомнений приступает к новым делам, с удовольствием принимается за небольшие домашние задания, которые задают первоклашкам.

Также, признаком удачно протекающей адаптации служит готовность к обучению. Чадо проявляет интерес если не во всех направлениях программы, то по большей ее части. При этом отзывы об учителе в основном положительные, да и об одноклассниках тоже. Уже через неделю дитя может выделить кого-то из них, кто стал ему другом.

Особенности тяжелой адаптации ребенка состоят в переменах его настроения и, как следствие, в поведении. Малыш плохо просыпается по утрам, в школу идет со слезами, плохо отзывается про одноклассников или учителя, ему некомфортно в новой среде, возникают обиды. Процесс обучения дается тяжело, а необходимость делать домашние задания может вызвать истерику.

При таком варианте развития событий, стоит переговорить с преподавателем о том, какие проблемы у ребенка бывают в школе. Причиной такого поведения могут стать не только новые дисциплины, но и плохие отношения со сверстниками, а такие ситуации лучше пресекать на корню. Если поведение изменяется не в лучшую сторону без видимых на то причин, стоит обратиться к помощи детского психолога.

школьные заботыP.S. Дорогие родители, адаптационный период может длиться до полугода и в это время лучше сосредоточить свое внимание на ребенке. Учитесь не просто его слушать, но и слышать. Это поможет избежать многих проблем. Подписывайтесь на обновления блога и делитесь собственным опытом в комментариях.

Спасибо за внимание.

С уважением, Лилия Фетисова

Подписаться на обновления блога
Комментарии для сайтаCackle
Комментарив к статье: 1
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :8 ;) ;-) :(( :o: :smile1: :smile2: :smile3: :smile4: :smile5: :smile6: :smile7:
Милые женщины, здесь вы найдете много полезной информации для себя и своих близких людей. Информация на блоге является уникальной, копирование материалов запрещено. Спасибо большое!