Психологическая адаптация ребенка к школе

Если хотите, чтобы школа для вашего ребенка не была в тягость, а наоборот – посещение приносило удовольствие, а успехи в обучении были поразительными, то стоит уделить внимание процессу адаптации ребенка к школе.

Ведь первые школьные дни формируют восприятие детской психикой и становятся базой для формирования впечатлений, а как следствие и отношения к обязанности учиться. Поэтому эта статья посвящается первоклассникам.

Первый этап – подготовка

Мы не будем рассматривать, что стоит прикупить ребенку собирая в школу, мы рассмотрим то, как готовить к ней психологически.

То, что детям нужен режим известно всем, но далеко не все родители установили его для своей семьи. Готовясь к поступлению в школу, старайтесь упорядочить день ребенка. Пусть все происходит по порядку. Это станет базой для формирования привычек уже в ранге школьника – ранний подъем, определенное время «отбоя», время для игр и пр.

Дошкольники свое время проводят двигаясь. Играют долго, а также активно. Необходимость непрерывно сидеть на уроках становится для детей настоящим стрессом и причиной нарушения дисциплины. Поэтому формировать навык усидчивости у них лучше заранее.

В старшем дошкольном возрасте важно научить ребенка обращаться к взрослым. Неудобно будет, если придя в школу, ребенок заявит первому учителю «Эй, ты, подойди». Поэтому стоит заняться профилактикой этого вопроса заранее.

Объясните малышу, что к взрослым, кроме членов вашей семьи, стоит обращаться на «вы», по имени-отчеству и так далее, а также контролируйте выполнение такого требования. Такие меры помогут избежать конфликтных ситуаций в ваше отсутствие.

Родители, будьте готовы к тому, что ваш ребенок выдаст учителю какой либо перл. Недавно дочь знакомой, которая учится в первом классе, рассказывая о своей семье, заявила, что родители никогда не моются. Причины такого умозаключения выяснить не удалось, ведь проблем с гигиеной эта семья не имеет.

Этап второй – посещение

Наконец произошло это радостное событие и ребенок стал гордым учеником 1 класса. Первое сентября пережили и наступили школьные будни.

Здесь, родителям стоит быть на чеку, так как теперь начинается тот самый период адаптации. Адаптации к новому режиму, к новым обязанностям, к характерам и воспитанию сверстников, к нравам и манерам воспитания первого учителя. Это для вашего ребеночка ново и непривычно.

На этом этапе огромную роль играют социокультурные факторы воспитания ребенка. Если быть точнее, то это то, какие ценности в жизни ему привили, как научили общаться с людьми, какое поведение считается нормой для семьи. Если ребенок посещал детский сад, то понятия о дисциплине и общении со сверстниками у него уже есть.

«Тепличное» дитя, которое до семи лет под родительским крылом, может не проявить навыков коммуникабельности, которые важны, чтобы занять положение в новой группе.

Роль родителей здесь важна. С первого дня начинайте интересоваться с кем общается ребенок, кто нравится, а кто нет. Объясняйте ему, как стоит общаться с одноклассниками. Предложите угостить новых друзей или друга мармеладом или орехами. Способствуйте формированию у малыша круга общения. Не хотите, чтобы сверстники обзывали его «жадиной» или «заучкой»?

Социальная адаптация детей с ОВЗ (дети с ограниченными возможностями здоровья) – это отдельный разговор. Тут кроме внимания родителей, надо бы применить контроль и содействие со стороны преподавателя. Если нет возможности отправить ребенка в специализированную школу.

Отдельного внимания заслуживает общение с учителем и его имидж в глазах детей. Интересуйтесь, что и как рассказывала Марина Николаевна. Интересно ли было. Не критикуйте первого учителя, школьную программу, других детей класса в присутствии ученика. Это становится причиной проблемы снижения важности школьных обязанностей в понимании ребенка.

Сами подумайте, легче же сказать «я не могу это прочитать» если мама говорит, что нельзя задавать детям столько чтения домой. Мама пожалеет и отправит гулять. Или зачем слушать учителя, который по папиным словам, «сам мало что знает»? Если считаете, что обучение идет не так, как надо, поговорите об этом напрямую с преподавателем.

Некоторые родители, при поступлении ребенка в школу резко считают его совсем взрослым и приучать к выполнению других обязанностей. Например, к самостоятельному мытью посуды, аргументируя это внезапным взрослением ребенка.

Рассмотрите этот вопрос с точки зрения взрослой психологии: у вашего ребенка и так куча забот, новые знакомства с детьми и взрослыми, перестройка в режиме дня, куча новых обязанностей (одежду с вечера готовить, портфель собирать, за вещами следить и т.д.), а тут вы еще: «Ты уже взрослая стала. Давай-ка помой посуду».

Рекомендация родителям такова. Не надо в адаптационный период навешивать на ребенка обязательства, которые с школой не связанны. Пусть привыкнет к новому виду деятельности. Не стоит первого сентября записывать ребенка во все, предложенные учителем кружки. Ограничьтесь одним, который будет связан с физической активностью. А дальше видно будет.

Третий этап – анализ ситуации

Как родитель замечайте перемены, которые произошли с ребенком, когда он начал посещать школу. Причем перемены эти происходят на всех уровнях – он становится дисциплинированней, интересуется новой информацией, без страха и сомнений приступает к новым делам, с удовольствием принимается за домашние задания, которые задают первоклашкам.

Также, признаком удачно протекающей адаптации будет готовность к обучению. Ребенок проявляет интерес если не во всех направлениях программы, то по большей части. При этом отзывы об учителе в основном положительные, да и об одноклассниках тоже. Уже через неделю ребенок выделит из них того, кто стал ему другом.

Особенности тяжелой адаптации ребенка состоят в переменах настроения и, как следствие, в поведении. Малыш плохо просыпается по утрам, в школу идет со слезами, плохо отзывается об одноклассниках или учителе, некомфортно в новой среде, возникают обиды. Обучение дается тяжело, а надобность делать домашние задания вызывает истерику.

При таком варианте развития событий, стоит переговорить с преподавателем о том, какие проблемы у ребенка в школе. Причиной такого поведения становятся и новые дисциплины, и плохие отношения со сверстниками, а такие ситуации лучше пресекать на корню. Если поведение изменяется не в лучшую сторону без видимых на то причин, стоит обратиться к помощи детского психолога.

Дорогие родители, адаптационный период длится до полугода и в это время лучше сосредоточить внимание на ребенке. Учитесь не просто его слушать, но и слышать. Это поможет избежать многих проблем. Подписывайтесь на обновления блога и делитесь собственным опытом в комментариях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: